Возраст 350 лет, высота 72 см, бонсаист Хидео Като, Омия, Япония. Среди бонсаистов особенно ценятся деревца без коры, а иногда с расщепленным стволом.
Они напоминают о годах борьбы дерева с ветрами, бурями, метелями и лавинами. Они являются выражением упорства и решимости. Некоторые необычные формы деревьев этого типа, выращивавшиеся как бонсаи, инспирировала школа периода “Южная Сун» 11 века. Ее принципов придерживались художники-литераторы, художники-ученые и художники-философы, поэтому эта школа получила название “живопись ученых” или “вэньженьхуа». Художники, принадлежавшие к ней, стремились передать в живописи сущность предмета самыми скромными средствами. В 18 веке их манеру восприняли и японские художники-литераторы. Их называли “бунджины”. Они были часто одновременно и бонсаистами.
При выращивании бонсаи они использовали принципы школы живописи “вэньженьхуа”. Их бонсаи прославились индивидуальностью стиля, скромностью средств и частым использованием намеков. Для бонсаи этой школы характерны необычные и даже фантастические формы стволов с небольшим количеством ветвей.
Бонсаи в стиле бунджин, Китай.