Информационный канал "Самара Сегодня"

ДачникаМ!
Календари Сад Огород Цветник Заготовки Растения Благоустройство Всё про окна
Dachnikam.ru
/Растения в доме/
Советы дачникам
Закрома (советы)
Зоя Сергеевна
     советует
Библиотека
Дачная душа
Ландшафт
Фитодизайн
Галерея
Словарь
Веселый Дачник
Погода
Реклама
Ссылки
Соседи
Гостевая
Форум

Рекомендуем:



 

 

Икебана

Древнее японское искусство составление букетов

Только в одной стране мира, в Японии, существует уникальный и очень древний вид искусства - искусство составлять букет. По-японски оно называется икебана, так называется и сам букет. Есть несколько разных школ, направлений икебаны. Каждая школа имеет свои, законы. Мы расскажем об основных принципах одной из крупнейших школ икебаны - школы Согэцу.

Красота букета и красота цветка, ветки - это совсем не одно и то же. Цветы и ветки проявляют свою настоящую красоту, если их поставить, показать соответствующим образом.
В букете должны быть новизна, динамичность, пропорциональность и гармония. Что это означает?

Новизна - это неожиданная форма букета, необычный материал, из которого он составлен.
Под динамичностью подразумевается то, что в букете большое значение придается красоте линий. Совсем прямые ветки употребляются редко. А каждый изгиб передает какое-то действие, настроение, качество. Например, ветка сосны с большим изгибом, по мнению японцев, символизирует силу. Иногда в букет добавляют совсем сухие ветки без листьев и коры, отбеленные химикатами и изогнутые самым причудливым образом.
Пропорциональность - это прежде всего соответствующие размеры трех главных элементов букета (об этом речь будет идти ниже). Это сбалансирование трех основных элементов добавочными ветками, Цветами, которые называются дзюси (помощники).
Наконец, гармония. В частности, гармония цвета. Трудно, скажем, сочетать в одном букете такие цвета, как красный, желтый и голубой. Трудно, но можно. Один цвет должен гармонировать с вазой, другой (самый броский) будет представлен небольшим цветовым пятном, а третий станет главным цветом букета. Важна и гармония всего букета с вазой. Если букет яркий или составлен только из цветов, то вазу лучше взять одноцветную. Обычно в букете цветы, ветки, листья - главный элемент букета. Но бывают случаи, когда главной становится ваза. Тогда ставят небольшой, скромный букет, такой, чтобы он не затмил красоту вазы, а еще больше подчеркнул ее изящество. В-третьих, букет должен гармонировать с тем местом, на которое он будет поставлен. Форма букета должна зависеть от того, где он будет стоять: посредине стола, в углу, в нише и т.п.

Букеты ставят в высокую вазу или в низкую.
Чтобы укрепить цветы и ветки в низкой вазе, употребляют специальные щетки - латунные иглы на свинцовой основе. В высокой вазе стебли можно укрепить перекладинами из твердых веток. Перекладины привязывают к нижним концам веток с таким расчетом, чтобы они упирались в стенки вазы.

Перед тем, как делать букет, надо оживить цветы, листья, ветки, если они немного завяли: подрезать концы стеблей, опустив их в воду.
Японский букет состоит из трех главных элементов, которые на рисунках-схемах условно обозначены так:
син (), соэ () и хикаэ ().

Это скелет букета. Высота трех основных веток зависит от высоты вазы и находится в строгой пропорциональности по отношению друг к другу.
Размер первого элемента - син - полтора диаметра вазы плюс полторы высоты вазы.
Второй главный элемент - соэ - должен составить 3/4 высоты первого элемента (син), третий элемент - хикаэ - 3/4 от второго элемента (соэ).
Если букет составляют из зелени и цветов, то син и соэ - это зелень, а хикаэ - цветы.

К каждому из трех главных элементов добавляются помощники (дзюси). Они короче своих хозяев, по месту тяготеют к ним. Если син, соэ, хикаэ - это скелет букета, то дзюси - его мясо. Обычно дзюси бывают из того же материала, что и ветка-хозяин (цветок - так цветы, ветка - так и дзюси ветки). Дзюси третьего элемента - хикаэ - ставятся так, чтобы короткие цветы были сзади, а более длинные впереди, с наклоном вперед и в сторону на столько градусов, сколько указано в схеме. Такое размещение цветов придает букету объемность, создает впечатление глубины и пространства.

Начиная составлять букет, надо прежде всего из имеющегося материала выбрать самую высокую и красивую ветку. Посмотреть, с какой стороны, в каком повороте или наклоне эта ветка или цветок выглядит наиболее выигрышно. Листья большинства растений имеют "лицо" и "изнанку". Так вот "изнанка" листьев не должна быть видна. Затем надо отмерить длину ветки (см. выше), срезать все некрасивые, "лишние" листья, цветы.
С нашей точки зрения, японцы, подготавливая ветку для букета, беспощадно обрезают ее. Они прореживают густые ветки, убирают все некрасивые части, срезают все задние листья и ветки, которые накладываются на передние. Сосну, например, ощипывают так, что главный стебель и развилки веток становятся голыми. При этом очень четко вырисовывается основная линия ветки. Одно из правил икебаны гласит: не бойтесь отрезать лишние ветки, цветы, листья во имя создания красоты.

Подготовленную таким образом ветку поставьте в вазу по выбранной схеме (см. ниже). Это будет ветка син.
Потом таким же образом подбирается и подготавливается второй элемент- соэ, который должен иметь длину 3/4 от первого. После соэ ставится третий элемент - хикаэ.

Поставив три главных элемента, надо взглянуть на букет со стороны. Потом добавить ветки и цветы-помощники, опять посмотреть издали, поправить, подрезать, и букет готов.
Количество веток и цветов в букете не имеет значения, главное - гармония.

Есть две основные формы: прямостоячая и наклонная и семь разных вариантов схем каждой формы. За вариантами схем закреплены определенные порядковые номера.
В прямостоячих формах букета главный элемент син всегда имеет наклон 15° (по отношению к вертикали), а у наклонных форм син имеет наклон 45°. Кроме того, в наклонных формах элементы син и соэ меняются местами.

Некоторые варианты букетов наклонной формы
Вариант №3 Вариант №4 Вариант №5

Изогнутые, искривленные ветки и стебли цветов больше подходят для икебаны наклонной формы, прямые ветки - для прямостоячей.
Коротко об особенностях некоторых вариантов, схемы которых здесь даны. Вариант № 3 - букет трехсторонний. В варианте № 4 отсутствует второй элемент соэ. Этот вариант употребляется особенно часто. Вариант № 5 - син и соэ ставятся вместе, а в стороне от них, как можно дальше - хикаэ. Ваза для этого букета должна быть удлиненной. Такой букет особенно хорош летом, потому что вода, которая видна между двумя частями букета, создает впечатление прохлады.

Некоторые варианты букетов прямостоячей формы
Вариант №3 Вариант №4 Вариант №5

Один из вариантов - плавающий букет. Делают его обычно для украшения обеденного или банкетного стола. В низкую вазу с водой кладут плоские цветы, срезанные под черешок, добавляют несколько листьев. В этом букете должна быть видна вода, поэтому дэюси не ставят.

Несколько дополнительных советов для желающих заняться составлением букетов.
Каждый вариант может быть зеркально перевернут.
Мелкие цветы, вроде ландышей, лучше связать в пучки, а потом уже ставить в вазу.
Ветки и листья, такие, как у туи, папоротника, нельзя ставить в полный анфас или профиль. Им надо придать небольшой поворот и наклон (по схеме).
Строгое соблюдение градуса наклона главных элементов букета не так уж обязательно.
Изогнутые ветки надо ставить так, чтобы верхний конец смотрел вверх, а не вниз. Это правило не касается букетов свободной формы.
В икебане (обратите внимание на схемы) над каждым букетом обязательно должно быть пустое пространство - это неотъемлемая часть красоты букета.

После всех указаний и рекомендаций в японской литературе, касающейся составления букетов, обычно говорится, что глаз и сердце составителя букетов не должны быть в рабском плену у правил.

"Наука и жизнь"


< Назад


 

 

 

 
Copyright АНО ИА ВВС E-mail: www(собака)samaratoday.ru